Мусульманское право в том виде, в каком оно сложилось исторически и существовало до недавнего времени, в полной мере правом (ius) в западном смысле не является. Такие понятия, как «шариат», «фикх», «мазхаб» не могут быть строго уложены в «прокрустово ложе» романо-европейской традиции понимания права, установленного по воле государства в виде закона (lex) и обеспеченного мерами государственного принуждения. Для мусульманского правосознания характерна неразрывность и единство норм права и морали, тесная связь права со всеми сферами жизни человека, в том числе и чисто религиозными. Именно поэтому нередко отмечается стремление Ислама к нормативному регулированию всей жизни общества это основной и принципиально важный постулат развития правовой мысли в мусульманском мире прошлого. Поэтому право в Исламе не стало продуктом чисто государственной воли, хотя и обеспечивалось всегда защитой со стороны последней. Важную роль в развитии мусульманского права во все времена играли авторитетные знатоки Ислама факихи и улемы, которые вырабатывали нормы, доктрины, принципы, подходы к решению трудных вопросов, которые либо получали признание, либо отвергались с течением времени ортодоксальной мусульманской традицией. Данная особенность породила многообразие подходов, развитие различных по направленности течений и религиозно-правовых школ внутри исламского мира, что не только позволяет понять
Ислам нередко называют религией права, и это вполне справедливо. Еще во II-III веках по хиджре в период формирования и развития раннемусульманской мысли одной из существенных ее черт стало складывание собственной юридической традиции. Не вдаваясь в подробности этого процесса, интересно обратить внимание на труды выдающегося раннемусульманского религиозного ученого имама Бухари. В истории Ислама он известен как составитель наиболее авторитетного сборника хадисов, известного как «Сахих Бухари», в котором впервые в истории мусульманской книжности была предложена четкая тематическая классификация хадисов по их содержанию. Таким образом мусульманские ученые-улемы постепенно шли по пути от классификации источников Ислама (в данном случае хадисов) к выделению групп близких друг другу общественных отношений, на основе которых создавалась структура трудов по мусульманскому праву, для примера можно взять классический труд Маргинани «Хидая», построенный по тематическому принципу (так называемые «китаб»ы, «баб»ы).
Ислам и право: Соотношение понятий
Традиции мусульманского права в Среднем Поволжье: от прошлого к настоящему |Ислам
Комментариев нет:
Отправить комментарий